Ханг (Hang).
Ханг (hang, hangdrum) – перкуссионный инструмент, который был создан в 2000 году и является одним из самых молодых акустических музыкальных инструментов. Его родина - швейцарский город Берн, где его изобрели Феликс Ронер и Сабина Шёрер из компании PANArt. Создание инструмента стало результатом многих лет исследования металлических барабанов островов Тринидат и Табаго (стилпанов, стилдрамов) и других резонирующих перкуссионных инструментов со всего мира: китайских гонгов, индонезийского гамелана, индийского гатама, каубеллов, колокольчиков и музыкальной пилы.
На поиск в этом направлении швейцарцев натолкнул их знакомый музыкант – перкусионист Рето Вебер. Он предложил Феликсу и Сабине по-эксперементировать над тринидатскимстилпаном, добавив к нему резонирующую стороны для получения басов, а также вынести тональные поля на наружную сторону. В процессе творческого поиска было сделано еще несколько открытий интересных акустических свойств, которые воплотились в 2001 году в ханг первого поколения.
На бернском диалекте слово hang означает человеческую руку. Инструмент состоит из двух металлических полусфер, из стали определенной марки, которые называются сторона ДИНГА (DING) и сторона ГУ (GU). На Стороне динга расположено 8 тональных зон (тональных полей) с вмятинками (демпами), которые как раз и составляют "тональный круг" (гамму, лад). В центре круга находится центральный купол, называемый "ДИНГОМ". Как правило Динг–самая низкая нота звукоряда ханга. На стороне Гу находится отверстие размером с кисть руки, которая и называется "ГУ". Она служит отверстием резонатора. Гу может быть использовано как при игре на барабане уду для создания глубоких «булькующих» звуков или для модуляции звука динга. Есть множество способов извлечения звука из ханга: кончиками пальцев, большими пальцами, основанием кисти. Можно снимать звук с мембран, мягко ударяю по ним пальцами, можно тереть их, вызывая их гудение (техника аналогичная звукоизвлечению на тибетских чашах или на музыкальной пиле)можно играть и на самомтеле ханга, шлепая по нему ладонью или постукивая костяшками пальцев. Каждая область этого удивительного инструмента звучит по-своему. Обычно игрок располагает ханг на коленях (есть варианты горизонтального ивертикального, "на ребро" расположения), и играет сидя, поджав ноги «по-турецки». Также можно установить ханг и на барабанную стойку, например, на стойку для малого барабана.
Существует несколько поколений хангов, отличающихся друг от друга количеством нот, строем, внешним видом. Выделяют такие основные разновидности – ханг первого поколения (производившийся в период с 2001 по 2005 год), ханг второго поколения (2006-2007) и интегральный ханг(2008-2013). Внутри каждого поколения также существуют несколько подвидов инструментов, образующих некую эволюционную цепочку ханга, которая длится уже 13 лет и еще не закончилась. Подтверждением дальнейшего развития этих инструментов является появление этим летом нового «детища» PanArt под названием “gubal” (губал).
Выпускалось много моделей хангов различных тональностей. Компания PanArtпредлагала одно время на выбор около 45 различных строевинструмента. Но все же ханг инструмент далеко не так универсален как гитара или пианино – у него одна тональность и для более свободной игры (например в группе) необходимо 2-3 инструмента.Также следует заметить тот факт что с 2008 по 2012 год PanArtделали только одну разновидность ханга в одном единственном строе – интегральный ханг. И настроен он был таким образом, что не сочетался с другими музыкальными инструментами.
Этот удивительный музыкальный инструмент не производился массово,только небольшими партиями и для его получения необходимо было написать создателям бумажное письмо, где надо было рассказать свою историю и объяснить почему конкретно вы хотите получить этот инструмент. Такая ситуация была до 2012 года. Сейчас изготовление хангов остановлено и согласно официальной информации Панарт хангов больше не будет, т.к дальнеейшее развитие эволюции они видят в губале.
Так или иначе за 14 лет развития паралельно с хангом в мире появилось очень много инструментов, которые имеют свои названия (SpB Pantam, Halo, ESS и т.д.) создатели которых были вдохновлены инструментом швейцарцев и сделали что-то свое. О них мы расскажем в следующих статьях. Следите за обновлениями на сайте!)
Ложкин Алексей, для сайта zen-percussion.com
Добавить комментарий